Чернюк, В. И.
    Влияние ночных работ на функциональное состояние водителей грузовых автомобилей [Текст] / В. И. Чернюк, Н. А. Бобко, Д. А. Гадаева // Клінічна та експериментальна патологія. - 2018. - Т. Т.17, № 3 (ч.2). - С. 150-155. - Библиогр. в конце ст.


MeSH-главная:
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ -- OCCUPATIONAL DISEASES (патофизиология, этиология)
АВТОМОБИЛЯ ВОЖДЕНИЕ -- AUTOMOBILE DRIVING (психология)
СНА РАССТРОЙСТВА, ЦИРКАДНЫЙ РИТМ -- SLEEP DISORDERS, CIRCADIAN RHYTHM (метаболизм, патофизиология, этиология)
ОЖИРЕНИЕ АБДОМИНАЛЬНОЕ -- OBESITY, ABDOMINAL (метаболизм, патофизиология, профилактика и контроль, этиология)
ТАХИКАРДИЯ -- TACHYCARDIA (патофизиология, этиология)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА -- PREVENTIVE MEDICINE (методы, организация и управление, тенденции)
Аннотация: Цель работы - выявить влияние ночных работ на функциональное состояние водителей грузовых автомобилей междугородных перевозок. Материалы и методы. Проведено одноразовое обследование водителей путем измерения антропометрических параметров, ЧСС, АДС, АДД, опроса по методике В.П.Войтенко и теста на личностную тревожность. Вычислялись: основной обмен (ОО), индекс массы тела (ИМТ) u параметры гемодинамики. Уровни АД и ИМТ оценивались по классификациям ВОЗ, объема талии (ОТ) - согласно рекомендациям Международной группы по изучению ожирения. Водители были разделены на 2 группы: (1) работающие и в ночные часы (22:00-6:00) (28 мужчин 31-59 лет; М±т: 47,5±1,5), (2) не работающие ночью (11 мужчин 29-59 лет; М±т: 47,0±3,0). Данные анализировались на уровне р0,05. Результаты. У водителей группы 1 среднегрупповые значения 00, массы и периметров тела были больше, чему водителей группы 2 (р0,03) - при статистически одинаковом росте. ОТ у водителей группы 1 составлял 104,1±2,5 см (абдоминальное ожирение), у водителей группы 2- 98,7±1,7 см (абдоминальное предожирение), ИМТ - 29,5±0,9 кг/м2 (граничил с ожирением) и 27,7±0,8 кг/м2 (избыточная масса тела 1-й степени) - соответственно у водителей групп 1 и 2, ЧСС - 80,5±2,1 уд./мин. (нижняя граница тахикардии) и 74,0±3,6 уд./мин. (норма) - соответственно. У водителей обеих групп АДС (13б,6±3,5 и 13б,3±3,4 мм рт. ст.) находилось в зоне высокой нормы, АДД (86,3±1,8 и 84,8±2,2 мм рт. ст.) - на границе нормы и высокой нормы, тревожность (35,3±1,3 и 36,8±2,5 баллов) - в умеренной зоне. Водители группы 1 чаще жаловались на боли в области сердца (р0,01), ощущение мурашек на теле (р0,01), трудности с концентрацией внимания (р0,02) и метеочувствительность (р0,05). Выводы. Ночные работы потенцируют формирование ожирения по абдоминальному типу, увеличение основного обмена, периметров и массы тела, повышение ЧСС до тахикардии, увеличение частоты жалоб, в том числе - на боли в области сердца и трудности с концентрацией внимания, что имеет прямое неблагоприятное значение для здоровья и безопасности труда водителей. Для сохранения здоровья и продления профессионального долголетия водителей грузовых автомобилей необходимы профилактические мероприятия, в большей мере - для лиц, занятых на ночных работах
Доп.точки доступа:
Бобко, Н. А.
Гадаева, Д. А.

Свободных экз. нет